Mikal Mindszenty (mindszenty) wrote in ru_harad,
Mikal Mindszenty
mindszenty
ru_harad

  • Mood:
  • Music:

Как источник вдохновения для некоторых хэннэттских ересей и народных верований.

Как источник вдохновения для некоторых хэннэттских ересей и народных верований.
Вымышленные, неизвестные и малоизученные культы @ Индоевропейский Диктант


   Прежде всего обратимся к традиционным антропологическим интерпретациям понятия "джок".
   Как отмечает Б.А. Огот в "Concept of Jok" [1], « слово „джок“ в различных формах встречается в языках всех нилотских народов. [2]» На основании наблюдений Хофмайера, рассматриваемых Лиенхардом, а также материалов Томсона и Хауэлла, Огот делает вывод, что понятие «джок» (или «джоук») служит основой Weltanschaung нилотских народов. По описаниям Хейли [3], «джок» — пронизывающая вселенную нейтральная сила, не проявляющая ни благожелательного, ни враждебного отношения к человеку, пока тот не начинает использовать ее в своих собственных интересах.
   По мысли Райта [4], ачоли представляют себе мир в виде огромной равнины, накрытой небосводом, а все пространство пронизанным магической силой. Эта сила высвобождается при изменении исходного статического состояния, становится тогда подвижной и проявляет свое могущество в виде, например, ураганов, при образовании гор и скал причудливых очертаний. Кроме того, сила, высвобожденная при изменении статического состояния, может материализовываться в виде различных предметов — кристаллов, камней необычной формы, неестественных наростов на деревьях. Она также может входить в различные растения и животных, в предметы изготовленные рукой человека и, наконец, в самого человека. В последнем случае тот, в кого вселяется эта сила, либо умирает неожиданной смертью, либо после продолжительной болезни становится колдуном (ла-джок), способным манипулировать этой силой по своему усмотрению. Таким образом, согласно Райту, любые проявления силы, высвобожденной в результате изменения статического состояния мира, получают у нилотов название «джок».


Собственно, вдохновляться здесь следует прежде всего не содержанием, а качеством и достоверностью текста. Может показаться, что, поскольку мы описываем вымышленную страну, находящуюся в определённом смысле вымышленном мире, то подобной достоверность даже не бессмысленна, а попросту невозможна; это не так. У нас есть corpus текстов, описывающих действительность Арды; у нас нет причин считать их недостоверными в контексте Арды — только субъективными. И поскольку это так, то подобным же образом и наши тексты являются субъективным, но достоверным свидетельством о существовании Харада. Именно это объясняет ввод фигуры loremaster'а: либо непосредственного свидетеля и хрониста, либо позднейшего исследователя. Поскольку идентичность Арды и нашего мира не может быть установлена, то таким позднейшим исследователем вынуждено становится наш alter ego в Арде. (Конечно, у нас нет и причин и считать свидетельства loremaster'ов истинными. Вся история Триумвирата может быть выдумкой гондорских интеллектуалов времён Короля Хиармендакиля; но принадлежность их самих — а следовательно, и их текстов — Арде оспорена быть не может.)

M:.M:.



religionloremastery
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments